Лоренцо Бернини – итальянский архитектор и скульптор XVII века. Один из основоположников стиля барокко. Наиболее известен по работам «Экстаз святой Терезы», «Давид».
РАННИЕ ГОДЫ
Джан Лоренцо появился на свет в семье скульптора Пьетро Бернини и его супруги Анжелики Галанте в 1598 году, став шестым из 14 общих детей пары. Отец рано отметил таланты сына в области искусства, и всячески поощрял его развитие в этом направлении.
К 8 годам мальчика признали вундеркиндом. Он удивлял и восхищал своей работой с камнем. Лоренцо даже именовали «Микеланджело своего времени». Вскоре слухи о талантах сына Бернини дошли до Папы Павла V.
В 1606 году мальчик попал из Неаполя в Рим, где провел всю оставшуюся жизнь. Его отец получил первый заказ от Святого Престола. А Лоренцо получил возможность продолжить свое обучение.
Лоренцо Бернини
Первые самостоятельные (а точнее, совместные с отцом), работы Бернини принято датировать 1615 годом. Это скульптура «Фавн, которого дразнил Путти», хранящаяся сегодня в музее Метрополитен, в Нью-Йорке, «Времена года» и бюст Спасители, хранящиеся в частных коллекциях.
Вскоре на юношу обратил внимание и кардинал Шипионе Боргезе. От него о талантливом молодом скульпторе узнал Папа Павел V. С этого момента судьбу Лоренцо освещала счастливая звезда. Молодой человек получал самые крупные и выгодные заказы. А папа Урбан VIII даже сказал ему, что тот «создан для Рима». Действительно, молодой скульптор удивительно точно воплощал замыслы, полностью соответствовавшие традициям и догматам Святого Престола.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Первым покровителем Лоренцо при папском дворе был Сципионе Боргезе. Кардинал заказывал молодому человеку элементы отделки для своей знаменитой виллы. Изваянная из мрамора статуя козы Амальтеи с младенцем Юпитером и Фавном считается самой ранней его самостоятельной работой.
В 1616 году последовал новый заказ от Сципионе Боргезе. Он предложил молодому скульптору завершить одну из знаменитых античных статуй в своей коллекции. Параллельно Лоренцо создает небольшие мраморные бюсты под названием благословенная и проклятая душа.
В 22 года он получил заказ на бюст Павла V – Папы Римского, так называемый портрет. Сейчас его можно видеть в музее Гетти.
Скульптура «Давид» Лоренцо Бернини
Но окончательно убедить мир в гениальности молодого скульптора смогли его 4 шедевра, вошедшие в коллекцию галереи Боргезе. Античные сюжеты в них изображены бестрепетной рукой настоящего мастера. Именно благодаря Бернини мир увидел стиль барокко, как интерпретацию классицизма и маньеризма, с особым драматическим исполнением и портретной точностью скульптур.
Для своих работ Лоренцо выбирал не просто сюжеты, а самые напряженные моменты повествования или биографии героя. Его скульптуры выглядят динамично и драматично. Достаточно сравнить «Давида» Микеланджело и Бернини, чтобы это понять.
СТАТУС ПАПСКОГО ФАВОРИТА
С 1621 года за Бернини окончательно закрепился статус фаворита папского двора. Трон Святого Престола занял давний поклонник творчества скульптора, кардинал Людовизи. Став Папой Григорием XV, он не прожил долго. Но успел сделать заказ на свои мраморные и бронзовые изваяния. Его Лоренцо успешно выполнил, получив титул Кавалера.
А в 1623 году папский престол занял кардинал Барберини, получивший имя Папы Урбана VIII. Под его покровительством Лоренцо практически единолично следующие 20 лет выполнял заказы двора.
Бернини получил статус куратора папской коллекции произведений искусства. Возглавлял литейный завод и был комиссаром фонтанов. Фактически, он единолично определял будущий архитектурный облик Рима планировал и проектировал здания. Несмотря на протесты опытных в градостроительстве людей, Бернини даже назначили главным на продолжавшемся строительстве собора св. Петра. В историю он вошел, как архитектор, завершивший это величайшее произведение искусства, начатое еще Микеланджело.
Его мастерство в работе по камню легко оценить не только в отделке собора. Одна из 4 его главных статуй, изображающая Святого Лонгина, изваяна рукой Бернини. Он же создал впоследствии и несколько папских гробниц. Вообще, этот скульптор довольно много времени посвящал мемориальной тематике. Непревзойденным шедевром в мире искусства считают его гробницу Папы Александра VII.
Для церкви святой Бибианы в 1624 году Лоренцо также изготовил статую ее покровительницы в натуральную величину. В руках Бернини мраморные изваяния буквально оживали. Приобретали особый характер.
В жанре мраморного портрета ему тоже не было равных. К 30 годам XVII века скульптор успел снискать славу лучшего в Европе мастера в этой технике. К его услугам прибегают королевские дворы Старого Света. Лоренцо даже проводит полгода в Париже по приглашению монарха Франции Людовика XIV. Работал он и для английского престола. Правда, статую короля Карла I пришлось создавать на основе портрета Ван Дейка.
Работа Лоренцо Бернини
После смерти своего покровителя в 1644 году, Бернини на некоторое время попал в опалу. Заказов стало меньше. А после неудачного проектирования колоколен для собора Святого Петра, его на время отстранили от работ для папского престола. Впрочем, при более тщательном расследовании архитектор был реабилитирован. Но произошло это уже при Папе Иннокентии XI, в 1680 году.
Но Лоренцо преодолел все трудности, и сумел в 1648 году выиграть конкурс на строительство фонтана Четырех рек, расположившегося на Пьяцца Навона. Этот шедевр архитектурного искусства позволил восстановить репутацию мастера.
А после прихода к власти Папы Александра VII Лоренцо начал получать один крупный заказ за другим. Он оформил площадь, расположенную перед базиликой Святого Петра. Отреставрировал лестницу, именуемую Королевской скалой.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Лоренцо Бернини был довольно успешен в личной жизни, но не слишком последователен. Женился он довольно поздно для своего времени, в 39 лет, по указу Папы Урбана, уставшего покрывать грехи своего любимца. Избранницей скульптора стала двадцатидвухлетняя римлянка Катерина Тезио. В этом браке родилось 11 детей, один из которых, самый младший, Доменико, станет автором первой биографии своего отца.
Известно, что после женитьбы Бернини наконец успокоился. И стал вести подобающий человеку его положения и веры образ жизни.
Но более ранние годы были куда более бурными. Примерно в 30 года XVII века Лоренцо познакомился с супругой своего подмастерья Маттео Бонучелли Констанцей, и воспылал к ней страстью. Женщина ответила взаимностью. В пылу любовной горячки скульптор даже изваял бюст любимой из мрамора, увековечив ее черты. Увидеть его сегодня можно во Флоренции, в Барджелло.
Но ветреная Констанца недолго была с Лоренцо. Следующей жертвой ее любвеобильности стал младший брат скульптора, Луиджи. За ним Лоренцо в пылу ярости гонялся по улицам Рима. А к неверной любовнице послал слугу, повелев ему изрезать той лицо. В довершение ко всему женщину заключили в тюрьму. С грешницами в Риме того времени не церемонились. Сам Бернини никакого наказания не понес. Папа римский отпустил ему грехи.
СМЕРТЬ
В последние годы жизни Бернини хоть и оставался в фаворе у папского двора, но уже не получал крупные заказы. Он до старости сохранял бодрость и активность. В 1647 году Бернини выполнил один из самых крупных своих последних заказов, изваяв статую Блаженной Людовики Альбертони для часовни в ее честь. Также он вел большую работу по вырезанию бюста Спасителя для королевы. Сейчас он находится в одной из римских базилик.
Удалось архитектору и выиграть конкурс на проведение реставрации дворца Канчеллерия по заказу Папы Иннокентия XI. В этом состязании он обошел многих молодых конкурентов.
Завершив все свои проекты, Бернини оказался сражен инсультом. Он умер в своем доме 2 недели спустя, в конце ноября 1680 года. Похоронили скульптора в фамильном склепе его родителей, в базилике Санта-Мария -Маджоре.
В 1898 году память Лоренцо Бернини сочли необходимым почтить установкой мемориальной доски и бюста на фасаде его дома. Его можно увидеть в Риме, на Виа делла Мерседе.