Директор Немцева Лилия Александровна Написать письмо
Главная»Культурный ликбез»Кузьма Петров-Водкин (05 ноября 1878 - 15 февраля 1939 г)

Кузьма Петров-Водкин (05 ноября 1878 - 15 февраля 1939 г)

Кузьма Петров-Водкин 145 лет со дня рождения

Годы жизни: 05 ноября 1878 - 15 февраля 1939 г

Художник Кузьма Петров-Водкин родился в семье сапожника, учился живописи у Валентина Серова​, путешествовал по миру и нашел жену во Франции. Его картины​

 одни называли «безобразием неуча», а другие хвалили за «целостность и благородство формы». Как выглядели первые рисунки живописца, где он учился иконописи​

 и кто позировал ему для «Купания красного коня» — читайте.

«Магия изобразительного искусства»: первые рисунки Кузьмы Петрова-Водкина

Кузьма Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии. Его предки по материнской линии были крепостными крестьянами, работали на московской ткацкой фабрике. Они переселились на Волгу​

 из Тульской губернии, когда прежний помещик проиграл полдеревни своих людей в карты​. Родственники по отцовской линии с давних времен жили в Хвалынске.

Отец Кузьмы Петрова-Водкина был сапожником. Сыну он запомнился «открытой улыбкой, добродушным юмором и рассеянностью». Мать будущего художника прислуживала в зажиточных купеческих семьях и «в свободную минуту любила поговорить, обсудить и поплакаться о своих и чужих бедах».

Отец отдал Кузьму Петрова-Водкина в приходское училище. Больше всего будущему художнику нравились там уроки арифметики​, однако всерьез получать знания никто из учеников не стремился.

Учиться хорошо среди нас считалось стыдным, так же как и говорить об уроках, о заданном. Провести, высмеять учителя считалось доблестью.

Из книги Кузьмы Петрова-Водкина «Хлыновск»

Первым опытом Кузьмы Петрова-Водкина в рисовании был пейзаж с березами​, который он написал масляными красками​ на кусочке жести. Во второй раз будущий мастер изобразил на картоне речное судно. Своим художеством он хотел впечатлить сестру друга, в которую был влюблен. Но окружающие отнеслись к картине равнодушно, и затея не удалась. На какое-то время после этого Кузьма Петров-Водкин забросил рисование, пока однажды в классе, прямо во время урока, не начал чертить карандашом в тетради.

Голос учителя провалился в небытие. Вковыриваясь в бумагу и находя выражения рельефа и глубины, я забыл обо всем. Мне казалось, я первый открываю эту магию изобразительного искусства…

Из книги Кузьмы Петрова-Водкина «Хлыновск»

У него так хорошо получилось изобразить иллюзию разорванной страницы, что поначалу учитель и одноклассники не отличили ее от настоящей дыры. Петрова-Водкина признали лучшим в школе по рисованию. С этого времени будущий живописец своего увлечения уже не бросал.

В родном городе Кузьма Петров-Водкин познакомился с иконописцами и научился у них работе над иконами​.

    В первый раз он написал на деревянной доске изображение Богоматери с разгневанным младенцем. Соборный протоиерей освятить икону отказался со словами: «Плясовица… Глазами стрекает: святить не буду!..» В другой местной церкви, наоборот, священник «умилился над молодым задором изображения и рассказал присутствующим историю композиции с гневающимся Христом и склоняющей его к жалости матерью».

После приходской школы Кузьма Петров-Водкин решил поступать в железнодорожное училище в Самаре​. Но там он не сдал вступительный экзамен ― не сумел написать сочинение на тему «История России». Однако провал не слишком огорчил Петрова-Водкина. Он показал свои рисунки художнику Федору Бурову, и тот принял его в свои «Классы живописи и рисования». Спустя два года Буров скончался, поэтому доучиться Петров-Водкин не успел и вернулся домой, в Хвалынск.

«Путь мой был найден»: учеба в Петербурге и Москве

 

В 17 лет Кузьма Петров-Водкин переехал в Санкт-Петербург​ и успешно сдал экзамены в Центральное училище технического рисования Штиглица​

. Он смог там обучаться благодаря архитектору Роману Мельцеру и меценатке Юлии Казариной. Мельцер приехал в Хвалынск проектировать особняк. Когда он увидел рисунки Петрова-Водкина, то сразу разглядел в нем талант и уговорил свою заказчицу Казарину поддержать молодое дарование деньгами.

Уставший от трудностей самоучки, я вздохнул облегченно: путь мой был найден. Оставалось только приложить все силы и выдержку на его прохождение. И, надо сказать правду, горячо и преданно взялся я за работу. Дня не хватало при моем интересе к разнообразию преподавания.

Из книги Кузьмы Петрова-Водкина «Пространство Евклида»

В 1897 году Петров-Водкин перебрался в Москву​ и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В то время там преподавали живописцы Валентин Серов​, Николай Касаткин, Леонид Пастернак​, Константин Горский. Кузьма Петров-Водкин учился в мастерской Серова. По его воспоминаниям в мемуарах «Пространство Евклида», тот «был немногоречив, но зато брошенная им фраза попадала и в бровь и в глаз работы и ученика».

Кузьма Петров-Водкин совмещал обучение с подработкой ― давал частные уроки, проектировал и лепил изразцы на гончарном заводе, расписывал церкви, создавал эскизы мозаик и майолик​. Также он регулярно участвовал в выставках-аукционах Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Художник окончил учебу в 1904 году и уехал в заграничное путешествие ― хотел продолжить совершенствоваться в живописи. Это была не первая поездка Петрова-Водкина: еще во время обучения он побывал в Германии​ и Англии​. В этот раз он почти год путешествовал по Италии​, где знакомился с работами мастеров итальянского Возрождения​.

Потом Петров-Водкин отправился во Францию​. Он вспоминал: «Дикарем уединившись в мастерской на Монпарнасе, переоценил я и многое отбросил из полученного мною в русской школе. С ученической старательностью проделал сотни этюдов по академиям Парижа и зарисовок, заново устанавливая мое отношение к натуре и изображению».

В пансионе французского города Фонтене-о-Роз Кузьма Петров-Водкин встретил свою будущую супругу. Марии-Маргарите Йованович, дочери владелицы пансиона, было 20 лет, по-русски она не говорила. Предложение художника о замужестве она приняла и стала учить его родной язык. Пара заключила гражданский брак во французской мэрии, а через несколько лет обвенчалась в Хвалынске.

Я нашел на Земле женщину… На нашем небосклоне взошло солнце, мы заключены один в другом. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь.

Из письма Марии Петровой-Водкиной, 1907 год

В 1922 году у Петровых-Водкиных родилась дочь Елена.

«Да, этот художник талантлив!»: творческие успехи Кузьмы Петрова-Водкина

После возвращения в Россию Кузьма Петров-Водкин встретился со своим бывшим преподавателем Валентином Серовым. Тот отнесся к художнику довольно холодно: «Так… из Парижа… Ну, что же, офранцузились. Поругиваете нашего брата. Всех к черту — оставить на разводку Матисса​

». Но когда Серов увидел полотна своего ученика, то изменил свое отношение на более теплое.

В 1910 году Кузьма Петров-Водкин написал картину «Сон» и представил ее на выставке Союза русских художников. Работа сразу вызвала «всероссийский скандал». Художник Илья Репин​

 в газете «Биржевые ведомости» обругал ее, назвав «безобразием неуча». Серов же успокоил Петрова-Водкина и уверил, что свое мнение Репин скоро изменит. «Сон» защищали художники Леон Бакст​ и Александр Бенуа​ за «целостность и благородство формы, методичность и строгость рисунка и композиции».

В том же году Кузьма Петров-Водкин стал членом художественного объединения «Мир искусства», которое создали в Петербурге Александр Бенуа и Сергей Дягилев​. Он начал работать графиком и театральным художником​, вернулся к росписи храмов.

К своему знаменитому «Купанию красного коня» Петров-Водкин приступил весной 1912 года. Он нарисовал алого коня с молодым обнаженным всадником, которые стоят в голубом озере, на заднем плане в воде видны две лошади и два мальчика. Современники решили, что красный цвет — это намек на судьбу России и будущую революцию​. Существует несколько предположений, кого Петров-Водкин изобразил верхом на коне. Среди основных претендентов называют двоюродного брата живописца — Александра Трофимова, художника Сергея Калмыкова и даже писателя Владимира Набокова​. Кто из них изображен на финальной версии картины, или это и вовсе собирательный образ, неизвестно. Однако сам Петров-Водкин в письмах не раз упоминал, что для нее позировал Шура — так в семье называли Трофимова. Работу показали публике на выставке «Мира искусства». Когда Илья Репин увидел ее, он сказал: «Да, этот художник талантлив!»

Заслуженный деятель искусств: зрелые годы Петрова-Водкина

К Февральской революции 1917 года Кузьма Петров-Водкин отнесся с воодушевлением. Он вошел в состав Петроградского совета по делам искусств, который возглавил писатель Максим Горький​.

Со следующего года живописец стал профессором в Академии художеств​, которую тогда же преобразовали в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. Там Петров-Водкин преподавал около 15 лет. В письмах он жаловался, что эта работа отнимает много сил и времени и не дает полноценно заниматься творчеством.

Свои наблюдения за жизнью города после революции и традиционную тему материнства​

 Кузьма Петров-Водкин соединил в картине «1918 год в Петрограде». Ее почти сразу стали называть «Петроградской мадонной». На этом классическом полотне он изобразил женщину с младенцем на руках, которая стоит на балконе, а позади нее видна городская площадь с людьми и дома с выбитыми окнами.

В 1910-х — начале 1920-х годов Петров-Водкин разработал собственную теорию живописи и особые творческие приемы: «сферическую перспективу» ― метод изображения объектов, который давал ощущение шарообразной поверхности, и «трехцветие» ― использование красного, синего и желтого цветов.

…На холме, когда падал я наземь, предо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа… Я увидел землю, как планету… Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью, — я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертьшарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня…

Из книги Кузьмы Петрова-Водкина «Пространство Евклида»

Эти приемы Кузьма-Петров Водкин использовал в своих поздних работах, включая портреты и натюрморты: «Полдень», «Утро. Купальщицы», «Девушка в красном платке (Работница)», «Утренний натюрморт».

К 10-летнему юбилею Красной армии Кузьма Петров-Водкин написал картину «Смерть комиссара». На переднем плане он изобразил раненого мужчину в комиссарской форме, которому не дает упасть на землю его ординарец, на заднем плане ― подстреленного солдата и его уходящих однополчан. Полотно признали шедевром выставки Ассоциации художников революционной России, а искусствовед Яков Тугендхольд даже назвал его «гвоздем» всей экспозиции.

В 1928 году здоровье Петрова-Водкина ухудшилось, по совету врачей он почти бросил писать картины. Через несколько лет живописцу дали звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и назначили персональную пенсию. Художник переехал из Ленинграда в Детское село и в моменты хорошего самочувствия занимался портретами своих соседей-писателей: Алексея Толстого​, Вячеслава Шишкина, Андрея Белого​. В остальное время он писал рассказы, повести, очерки, мемуары.

Кузьма Петров-Водкин умер 15 февраля 1939 года. Его похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде.

Факты

1. Кузьма Петров-Водкин написал несколько пьес, одну из которых ― «Жертвенные» — поставили в Передвижном театре Павла Гайдебурова. Она рассказывала о жизни художников и была философской по содержанию. В театральном репертуаре пьеса продержалась два сезона.

2. В 1901 году Кузьма Петров-Водкин с приятелем Владимиром Сорохтиным решил поехать в Европу на велосипедах. Велосипед Сорохтина сломался и часть пути они по очереди преодолели на поездах. Добравшись до Мюнхена, Петров-Водкин успел несколько месяцев поработать в мастерской художника Антона Ашбе. С деньгами на проживание и обратный путь ему помогли сокурсники по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества.

3. Тарелку «Жар-птица» считают единственной работой художника в декоративно-прикладном жанре. Петров-Водкин создал ее в 1923 году.

4. После живописца его жена Мария Петрова-Водкина написала воспоминания «Мой великий русский муж», в которых рассказала об их совместной жизни. Впервые их напечатали в журнале «Волга» в 1971 году.

5. Имя Кузьмы Петрова-Водкина носят Самарское художественное училище и Хвалынская картинная галерея, которая входит в состав мемориального музея художника​.

 

Директор Немцева Лилия Александровна Написать письмо