Директор Немцева Лилия Александровна Написать письмо

Стайкова Наталия Ивановна

ДОЛЖНОСТЬ

Преподаватель художественных дисциплин.

ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее:
ФГБОУВО «Московский государственный институт культуры» 2015г
Квал.музеевед, специальн. Музейное дело и охрана памятников.
Средне-специальное: ГОУ СПО МО РУДПИ и НП
Спец. Декоративно -Прикладное искусство инародные промыслы
квалификация
Художник- мастер
2009
Переподготовка: АНО "Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования", по образовательной программе: "Педагогика дополнительного образования", диплом предоставляет право на ведение профессиональной деятельности в сфере "Образование и педагогика" 2016год.

КВАЛИФИКАЦИЯ И СТАЖ

Высшая квалификационная категория по должности «преподаватель», приказ министерства образования Московской области от 28.02.2018г № 519.
Общий стаж работы -25 лет 6 месяцев (14.01.2019г),
Стаж работы в этом учреждении - 10 лет


 
Мастер-класс в детском спортивно-оздоравительном лагере "Энергетик"


 

 
Курсы повышения квалификации преподавателя
 
"Бабушкин сундук" Ватулинский СК - 18 марта 2017г

 
Проект на премию  губернатора  "Наше Подмосковье" -2018г

КРАСОТА РОДНОГО КРАЯ - В ТВОРЧЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ

Выполнила преподаватель художественного отделения

МАУ ДО «Дороховская ДШИ»

Стайкова  Наталия Ивановна

2018г

Введение

Не все художники сочиняют свои картины, сидя в мастерской. И не у всех есть возможность рисовать по фотографии, тем более что фотоаппарат не может передать объем и ощущение пространства, как бы ни старался. Для решения этой проблемы и существует пленэр – рисование на природе. Причем объектом творчества может быть что угодно: растения и ландшафт, панорамы города и отдельные сооружения, портрет, небо и многое другое, что только может прийти в голову.

В  системе обучения учащихся значительное место занимает практика по изобразительное искусству в условиях природы — пленэр. Эта учебная практика, основанная на принципе гуманизма, высокой образности и жизненной правды, выступает на современном этапе как целостный художественный процесс, в котором наряду с обучением живописи осуществляется формирование знаний и навыков краткосрочного рисунка, композиционно-тематической работы, создаются естественные условия для положительного влияния природной среды на развитие личности учащегося.

На занятиях учащиеся знакомятся с природно-климатическими условиями и характером местности родного края, пополняют свои знания новыми сведениями о памятниках истории и культуры, что, безусловно, способствует более углубленному нравственному их воспитанию. Во время пленэра закрепляются и углубляются знания и навыки по живописи, рисунку и композиции, через индивидуальные задания, развивается творческая активность и инициатива учеников, их художественные потребности и эстетический вкус.

Цель проекта:
- формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Приобщение к основам изобразительного искусства осуществляется через практические занятия в студии и на воздухе. Рисование с натуры природных форм, архитектуры, животных и человека является основным видом заданий во время пленэрной практики.

Задачи проекта:
 

-осваивоить художественные особенности в работе над пейзажем,

-решить поставленную педагогом задачу, учится выбору мотива, грамотной компоновке и последовательности при выполнении упражнения, с учетом осваиваемых материалов и дополнительных технических средств, применяемых в изобразительном искусстве.

Пленэр (от франц. en plein air — «на открытом воздухе») — правдивое отображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося под открытым небом, при активном влиянии воздушного пространства и солнечного света. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе, на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью наиболее полного воспроизведения ее реального облика.

Пленэры для художников – это очередная возможность испытать свои силы, прочувствовать естественное освещение и перенести все это на холст. Главное – научиться рисовать быстро, пока свет не переменился. Зачастую на пленэре создают этюды и зарисовки, а не полноценные картины. Фотографы тоже работают на природе. Для многих из них пленэр - это основное направление в творчестве. Рисовать на пленэре намного сложнее, чем в студии. Погода может измениться в любой момент – ветер сдувает все художественные принадлежности, насекомые мешают, а солнце довольно быстро меняет свое положение на небосклоне, кардинально меняя освещение. Казалось бы, зачем так мучиться, ведь можно сфотографировать сцену и нарисовать все дома. Но не все так просто. Любой художник ответит, что картины, нарисованные с плоской фотографии, и сами будут выглядеть плоско. А задача художника – создать ощущение пространства. Что бы ни говорили про пленэр (что это, например, трата времени, сил и нервов), ни один стоящий мастер не откажется от возможности творить на природе.

История

На природе рисовали давно, но пленэр как стиль живописи появился только в начале XIX века, благодаря творчеству англичан Ричарда Паркса Бонингтона и Джона Констебля. Оригинальный жанр, подразумевающий быстрое рисование на природе, пришелся по душе многим. Его подхватили такие известные художники как Пьер-Огюст Ренуар, Батист Камиль Коро и Жан-Франсуа Милле. Позже одним из самых известных художников, рисовавших природу с натуры, стал Клод Моне. В России пленэр был особенно популярен с конца XIX до начала XX века. К. Коровин, И. Грабарь и В. Серов регулярно творили на природе. Множество потрясающих этюдов в этом жанре создал и знаменитый мастер пейзажа Исаак Левитан. С конца XIX века и до наших дней работа на пленэре ложится в основу обучения начинающих живописцев. Многие художники-пейзажисты по-прежнему создают свои произведения на пленэре.

Основная часть

Практическая работа по курсу «Пленэр» является неотъемлемой частью процесса обучения. Она проводится после годовых просмотров, экзаменационных испытаний и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.

Изображение окружающей действительности с учетом воздействия на натуру световоздушной перспективы и естественного освещения — сложнейшие задачи для учащихся, верное решение которых требует от них серьезных навыков по всем творческим дисциплинам. Пленэр, опираясь на полученные знания и навыки по предметам рисунок, живопись, композиция, помогает совершенствовать и развивать технические способы работы в этих дисциплинах. Работа на открытом воздухе большей частью связана с выполнением этюдов и зарисовок пейзажных мотивов, их малыми и монументальными формами. Учащиеся, изучая объекты живой природы, получают богатый материал в виде накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. У них постепенно возникает потребность в созерцании и неторопливом любовании природой.

Учитывая специфические особенности живописи на пленэре, как живописи на открытом воздухе, основные цели занятий направлены на приобретение и развитие у учащихся следующих знаний и навыков:

—    умение воспринимать натуру в крупномасштабном, трехмерном пространстве, а ее изображение — в двухмерном пространстве на плоскости;

—    умение воспринимать тепло-холодные отношения и оттенки в зависимости от освещения, среды, пространственного удаления планов, применяя на практике законы цветоведения, линейной и воздушной перспективы;

—    умение сравнивать цвета натуры в их сочетаниях по цветовому фону, светлоте, насыщенности, исходя из особенностей пейзажной живописи;

—    применение при исполнении этюдов метода работы большими цветовыми и тональными отношениями, выдерживая общий тонально-цветовой масштаб, воспринимая натуру целостно;

—    использование этюдов пленэра наряду с набросками и зарисовками в графике и в цвете, как основной, подготовительный материал к текущим учебным заданиям, в том числе по композиции, умение создавать выразительные композиционно-цветовые решения в этюдах с натуры и по памяти, а так же создавать художественные образы в самостоятельных работах, выполняемых на основе глубокого изучения явлений природы.

Существуют следующие условия эффективности пленэра:

—    под руководством преподавателя осуществлять приведение программных требований и специальных знаний в единую структуру связей между явлениями в процессе выполнения учебно-творческих этюдов;

—    уметь представить образ предстоящих действий в рисунке, живописи и композиции (приемы наглядного сравнения и метафоризации в объяснениях преподавателя);

—    применять методы индивидуальных заданий по живописи на пленэре и самостоятельной творческой деятельности по мотивам учебных занятий;

—    сочетать разнообразные организационные формы практики (базовая, экспедиционная, тематическая, музейно-экскурсионная);

—    должна быть идейно-художественная направленность практической подготовки учащихся, ориентация ее на творческий характер изобразительной деятельности, при этом художественное творчество рассматривается на основе многовариантности выполнения эскиза и этюда, в процессе чего развиваются изобразительные навыки, формируется личностное отношение к изображаемому, воспитывается потребность в правдивой передаче чувств.

Учебный пленэр имеет цель адаптации рисовальщика к среде, развития его навыков рисунка и живописи с подготовкой материалов заданной тематики в изображении среды. Например, выполнение пейзажа одного и того же места в разных сезонах, при разном освещении, в разных манерах. На пленэре важно постоянно контролировать правильную сходимость линий в точках схода, учитывать высоту горизонта, находить и акцентировать основные компоненты пейзажа, удалять несущественные и нарушающие баланс композиции. Работа на пленэре делает учащегося более восприимчивым к образам среды, раскрывает его глаза и ум на явления природы, делает более полноценным и реалистичным его художественное мышление, уводит от абстракции, лишенной визуальной пищи. С развитием навыков пленэрные этюды перерастают свое первоначальное учебное значение, приобретая самостоятельную художественную ценность, очарование непосредственности изображения и свежести техники.

Главный принцип обучения на пленэре — это индивидуально-личностный подход. При этом основной формой взаимодействия личности учащегося с социальной средой является этюд с натуры. Выполнение этюдов, их совершенствование обусловлено принципом возрастания индивидуализации школьника. По классам действие этого принципа выглядит следующим образом: 1, 2 классы -доминирование базовых и групповых форм практических занятий; 3 класс — сочетание групповых форм подготовки с индивидуальными занятиями по живописи на пленэре с их возрастанием; 4 класс -индивидуальная форма подготовки учащихся с использованием установочных и заключительных занятий в составе всей группы.
В период практики на пленэре учащиеся должны приобрести ряд знаний и навыков. В первом классе — это восприятие натуры как целостного образа, нахождение его основных тонов и цветовых отношений в пределах общего тона; овладение основными элементами формы (линией, локальным пятном, цветом) при изображении растительного и животного мира; формирование привычки чередовать работу с натуры, по памяти, по представлению и по воображению; приобретение навыков выполнения композиционно-тематической работы по впечатлению от натуры, на основе ее изучения в набросках и зарисовках, этюдах и эскизах. Во 2-3 классах -это совершенствование приемов акварельной живописи и краткосрочного наброска на пленэре, при этом особое внимание уделяется выявлению гармонии пропорций, выразительного ритма линий, пятен и локальных цветовых отношений, декоративных элементов в архитектуре, а также развитию эстетического вкуса в процессе рисования памятников архитектуры, самостоятельной композиционно-тематической работы по индивидуальному рабочему плану. Во время знакомства с историческими, литературно-художественными памятниками создаются оптимальные условия для воспитания гражданской ответственности за сохранение экологической среды, культурного наследия народа, главным образом через индивидуальные задания, самостоятельные зарисовки и этюды пейзажных мотивов, архитектурных памятников. В 4 классе — развитие творческой самостоятельности в выборе пейзажного мотива, сюжета для композиционных разработок, материалов для их осуществления; углубление художественных знаний и навыков (навыки быстрого изображения позирующих фигур, передачи движения и характера натуры, портретных черт, настроения); поиск мотивов и сюжетов, воспитывающих нравственность школьника, вызывающих его интерес к художественному краеведению, к трудовой и духовной жизни людей.

На пленэре в процессе этюдов учащийся должен постепенно переходить от совместной работы с преподавателем (характерной для академической мастерской) к самостоятельной учебно-творческой деятельности. Для этого от задания к заданию разрыв между консультациями педагога увеличивается, исключается мелочная опека.

Ключевым фактором в работе с натуры на пленэре является ее идейная и художественная направленность. При этом, учитывая характер, темперамент, способности, привычки ребенка, в пленэрной практике нашли также применение и совершенствуются такие психолого-педагогические средства, как установочные беседы (создание определенных представлений об особенностях тематических этюдов с натуры и возможностях их совершенствования в самостоятельной практической работе), индивидуальные и групповые (предварительные и итоговые) просмотры с последующим обоснованным разбором положительных и отрицательных сторон этюдов, специализированные упражнения, способствующие развитию художественного мышления, овладению навыком выразительной передачи объекта, «быстрого схватывания формы», формированию константного восприятия величины, формы и цвета (особенно общего цветового тона натуры), мысленному изображению ранее наблюдаемых объектов в пленэре; постановка индивидуальных и коллективных задач по содержанию большой темы и отдельных заданий.

Пленэр особенно ценен тем, что характер ребенка формируется в жизни, в творческом труде, в преодолении реальных трудностей, в напряжении духовных, нравственных и физических сил. В процессе учебного этюда на пленэре при определенных условиях композиционно-тематического планирования сочетаются художественное обучение, образование и воспитание по следующим направлениям художественной подготовки: развитие образной восприимчивости к окружающей действительности; формирование умений выразительно обрабатывать, творчески осмысливать результаты переживаний, наблюдений и опыта, совершенствование способностей к практическому воплощению результатов творческой работы на языке рисунка, живописи и композиции. Именно ради этих качеств личности художественный процесс нацелен на то, чтобы воздействовать комплексом пленэрных условий среды на комплекс художественного восприятия личности.

Поскольку занятия на пленэре проходят в ограниченном объеме часов, большое значение имеют систематические самостоятельные занятия обучающихся набросками и зарисовками на пленэре. Именно они способствуют развитию обостренного восприятия окружающей действительности, обобщению увиденного, достижению максимальной краткости, правдивости и выразительности. Все виды набросков (с натуры, по памяти, воображения, комбинированные наброски) особенно важны для приобретения навыков в умении изображать окружающую среду.

Заключение

Внимательное изучение среды и отражение состояния природы дает ценный опыт (если, конечно, рисующий придерживается реалистической ориентации в своем ремесле) накопления колористических соотношений и понимания воздушной перспективы, живости изображения, питающей в дальнейшем композиции, выполненные в аудитории. Пленэр развивает предметную и ассоциативную память, самостоятельность творческой интерпретации натуры, стильность изображения.

Итак, рисование на природе, оригинальный вид живописи, который появился в Англии в начале XIX века. Популярным он остается до сих пор. Теперь мы сами готовы приступить к рисованию на природе наравне с величайшими художниками XIX и XX века.

Литература

  1. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн, 2007.
  2. Лясковская О.А. Пленэр в русской живописи XIX в. М., 1966.
  3. Маслов Н.Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога: дис. … канд. пед. наук. Орел, 1989.
  4. Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.

 

 

Директор Немцева Лилия Александровна Написать письмо